История создания сельхозтехники помнит множество известных, в некоторой степени легендарных машин. В их перечень вполне заслуженно входит “сороковка” – трактор в модификации Т-40, который активно используется и в наши дни. С момента выхода на рынок модели удалось быстро завоевать популярность среди советских аграриев. Трактор Т-40 получился маневренным, выносливым и довольно проходимым. Все это позволяет активно использовать его для выполнения сложных работ на участках с любой площадью и типом грунта.
Устройство трактора Т-40 – подробный обзор конструкции
Одно из главных преимуществ 40-ой модификации советского трактора – это его двигатель, который получился достаточно надежным, тяговитым и при этом экономичным, очень простым в обслуживании. Для производства тракторов Т-40 использовались 2 типа моторов: ДВС марки Д-37 устанавливался на агрегаты с округленными капотами. Моторы типа Д-144 монтировались на модификации сельхозмашин с прямоугольными капотами. Основная разница между двумя типами двигателей – это их мощность, которая составляет 37 и 50 л. с. для двигателей Д-37 и Д-144 соответственно. Каждый из двигателей дополняет экономичная топливная система, рассчитанная на активную работу в плохих погодных условиях.
Для привода в действие в устройстве трактора предусмотрен долговечный стартер. С самого начала выпуска сельхозмашины ее производитель, Липецкий тракторный завод, позаботился о возможности самостоятельного ремонта пускового механизма. Для мгновенного срабатывания стартера в комплектации трактора Т-40 предусмотрена емкая аккумуляторная батарея, долговечная электропроводка и мощный генератор, который питает органы освещения и другие электрические узлы сельхозмашины.
Для плавного запуска штатного двигателя в любую погоду в устройство трактора Т-40 входит сцепление, состоящее из муфты, расположенной перед заводским редуктором конической формы.
Независимо от типа встроенного двигателя, каждый трактор Т-40 оборудуется реверсивной механической трансмиссией, запчасти которой изготовлены из износостойких металлов. Важный плюс КПП заключается в том, что функция заднего хода доступна для всех 7 предусмотренных скоростей. Коробка передач оборудована поперечно расположенными валами. Эта и другие особенности не только делают машину более маневренной, но и позволяют гораздо эффективно использовать навесное оборудование. При желании владельца может быть выполнена быстрая модернизация трансмиссии путем монтажа гидрообъемных или механических конструкций, а также ходоуменьшителя.
Ходовая часть сельхозмашины выполнена очень просто и эффективно. Передний мост модели оборудован колесами меньшего диаметра, в то время как на задний мост агрегата установлены пневматические шины большего диаметра. Это делает трактор Т-40 более проходимым на участках с неровным и скользким покрытием.
Для возможности установки прицепного и навесного оборудования в комплектацию сельхозмашины включена фирменная гидросистема трактора Т-40. Ее устройство включает в себя мощный насос, гидравлический бак, клапана и гидроусилитель. Работа системы основывается на циркуляции жидкости, которая образует давление, необходимое для бесперебойной эксплуатации навесных орудий. При необходимости может быть выполнена регулировка гидросистемы путем настройки объемов перекачиваемой жидкости и корректировки работы клапанов. Внесение настроек позволяет устанавливать активные приспособления на трактор Т-40. В их перечень входит погрузчик, вращающаяся фреза, небольшой ковш, а также отвал для выравнивания участка или уборки снега. При этом лопата и другое оборудование для работы могут быть самодельными.
В зависимости от модификации в комплектацию трактора Т-40 может входить небольшая, но достаточно просторная кабина. В ней расположена узкая приборная панель с датчиками давления гидросистемы и тахометром, а также водительское сиденье. Рядом с креслом находится коробка передач и рычаг управления навеской. При необходимости кабина на трактор Т-40 может быть заменена навесом, который можно сделать своими руками.
Трактор Т-40 – технические характеристики
Солидные, даже по современным меркам заводские параметры “сороковки” позволяют устанавливать на нее задний кун, крупногабаритный плуг, косилку, сеялку. Если в распоряжении у водителя есть лебедка, то трактор Т-40 можно использовать в качестве буксира для застрявших авто.
Основные характеристики трактора Т-40 включают:
- тип сельхозмашины – колесная;
- тяговый класс – 0,9;
- мощность – 37/50 л. с.;
- клиренс – 50 см;
- ширина колеи – регулируемая, в пределах от 120 до 180 см;
- физические размеры без навесного оборудования – 3,66×1,62×2,17 м;
- вес с кабиной без навесного оборудования – 2369 кг.
Масса трактора Т-40 может быть меньше, если снять с него штатную кабину и установить вместо нее самодельный тент. Это сделает машину легче, что позволит сократить объемы потребляемого ее двигателем горючего.
Преимущества и недостатки трактора Т-40
Использование качественных комплектующих при разработке трактора Т-40 дало ему несколько важных достоинств.
К ним относятся:
- повышенная проходимость при передвижении на любом типе грунта;
- возможность маневрирования независимо от скорости передвижения;
- удобное расположение и эксплуатация сцепного механизма – все его органы предусмотрены в задней части сельхозмашины;
- простота в управлении;
- возможность выполнять самостоятельный ремонт неисправных узлов;
- наличие в продаже запчастей и готовых к установке узлов;
- долговечность и надежность штатных комплектующих;
- возможность установки навесных приспособлений от других тракторов – Беларусь, Т-25 и других сельхозмашин;
- при необходимости оператор может использовать для работы с агрегатом самодельное оборудование.
Недостатков в тракторе Т-40 гораздо меньше. Первый из них – это недостаточно эффективная система охлаждения, которая показывает низкие результаты в период сильной жары. Исправить эту проблему можно переделкой штатной системы охлаждения с использованием большего количества шлангов и переходников.
Еще один недостаток – проблемы с прогревом мотора при экстремально низких температурах. Если при морозах от -10 ⁰C до -15 ⁰C штатный стартер еще справляется с пуском холодного ДВС, то при температуре от -20 ⁰C и ниже завести мотор становится почти невозможно. Чтобы не дать двигателю перемерзнуть, многие опытные трактористы укрывают его на ночь одеялом или используют другие подручные средства.
Третий минус “сороковки” – это отсутствие печки и кондиционера в кабине водителя. Из-за этого работать на тракторе в сильную жару или мороз становится невозможно. Решить эту проблему можно путем монтажа кондиционера. Для его подключения потребуется изучить план электропроводки, который подробно описывает инструкция по эксплуатации сельхозмашины.